Ранжирование сайта — это процесс определения порядка отображения веб-страниц в результатах поисковой выдачи. Чем выше страница в выдаче, тем вероятнее пользователь на нее перейдет. Ранжирование страниц производится поисковыми системами на основе алгоритмов, которые учитывают множество факторов, включая релевантность страницы поисковому запросу, ее ценность, авторитетность, популярность. Всего таких факторов более 800. Но в рамках этой статьи мы рассмотрим только 42 наиболее значимых на наш взгляд.
Внутренние и внешние факторы ранжирования
Факторы ранжирования страниц в поисковой выдаче делятся на внешние и внутренние. Внешние характеризуют тематику, авторитетность сайта, его связи с другими ресурсами. Внутренние — все, на которые можно повлиять напрямую, например, качество контента, структура, скорость загрузки.
Факторы ранжирования поисковых систем Яндекс и Google
Известные оптимизаторам факторы ранжирования делятся не только на внешние и внутренние, но и на более детальные группы: доменные, ссылочные, технические, текстовые, поведенческие и коммерческие. Причем за всеми, кроме доменных, нужно следить постоянно, чтобы сайт не потерял позиции.
К доменным факторам относятся адрес сайта, история домена и его возраст. Домены-старожилы с чистой историей и релевантными контенту именами получают больше доверия от поисковиков и занимают более высокие места в выдаче, чем молодые и не отвечающие семантике проекта.
Ссылочные факторы ранжирования — это внешние ссылки. Вес таких ссылок не равнозначен и зависит от качества донора, его репутации, схожести тематик. Также стимулировать рост позиций в поисковой выдаче помогает грамотный подбор анкоров, постепенное наращивание ссылочной массы и размещение у трастовых доноров.
Технические факторы ранжирования — обширный кластер параметров, контроль которых поможет сайту привлечь больше трафика из поисковиков. Так, к техническим относятся:
- Отсутствие ошибок при загрузке страниц — если внутренние ссылки не работают или страницы по какой-то причине оказались закрытыми от индексации поисковыми роботами, то даже если асессор как-то на них наткнется, высоких позиций сайту это не даст;
- Корректные коды ответов серверов также важны, потому что избыточные редиректы и непредвиденные ошибки, вроде Internal Server Error 500, с точки зрения поискового робота говорят о низком качестве сайта;
- Отсутствие дублей, т. к. при наличии полных копий страниц по разным адресам у поисковиков возникают сложности с определением первоисточника и корректным распределением весов;
- HTTPS — наличие SSL-сертификата входит в перечень обязательных требований к сайтам, которые хотят привлекать пользователей из поисковой выдачи;
- Оптимизация для отображения на разных устройствах, если на смартфонах сайт загружается некорректно, скорее всего это негативно скажется на его ранге в выдаче;
- Скорость загрузки — еще один крайне важный фактор, потому что современный пользователь не готов ждать длительной загрузки контента и обычно закрывает медленные страницы, поисковики это видят и снижают им ранг.
Текстовые факторы — это совокупность качества и релевантности всего текста, который есть на странице, включая мета-теги, анкоры исходящих ссылок, alt и title. На страницах, претендующих на попадание в топ #1, должны соблюдаться следующие требования к текстам:
- Насыщенность релевантной семантическому ядру лексикой;
- Соответствие ожиданиям пользователя;
- Понятная структура;
- Оригинальность;
- Польза.
Поведенческие факторы — это одновременно и фактор ранжирования, и метрика соответствия страницы ожиданиям целевой аудитории. Поэтому поисковики сегодня оценивают поведение пользователей на странице в числе прочих факторов и принимают его во внимание при определении места страницы в топе выдачи. Положительно на позиции сайта влияют:
- Проведенное на странице время;
- Глубина перехода по ссылкам на сайте;
- Показатель отказов;
- Соответствие геолокации аудитории региональным настройкам ресурса;
- Объем брендированного трафика;
Кликабельность сниппета на странице результатов поисковой выдачи по релевантным запросам.
Коммерческие факторы ранжирования влияют на состав поисковой выдачи по коммерциализированным запросам. К таким факторам относятся:
- Безопасность совершения платежей;
- Ассортимент;
- Соотношение товаров в наличии к общей наполненности каталога;
- Качество и наполненность товарных карточек — у интернет-магазинов;
- Удобство оформления заказа или оставления заявки;
- Наличие факторов доверия — контактных данных, юридической информации и т. п.
Как поднять позиции сайта в поисковой выдаче
Поднять страницы выше в топе выдачи поисковых систем помогает только планомерная работа над всеми перечисленными в статье факторами, а также комплексный подход к поддержанию репутации бренда и улучшения его узнаваемости. Например, Яндекс много внимания уделяет отзывам на компании и их рейтингам в собственных сервисах, потому у бизнеса с низким уровнем сервиса крайне низкие шансы возглавить топ выдачи по релевантным запросам.
Универсальный совет: делайте сайты для людей, а не для роботов, поисковики это оценят и обязательно дадут им занять высокие позиции.